«Екологічними стежками рідної України»

Тип статьи:
Авторская

На обласний конкурс екосторінок натему:«Екологічними стежками рідної України»

Работа

студии «Экосигнал»

по направлению «Экологическая тропа»

на областной смотр-конкурс на образцовую

учебно-воспитательную экологическую тропу



Маршрут разработали Андрусик Богдан, Карпусь Дмитрий, Кашуба Никита, Кушнир Андрей, Ляшук Карина, Мазниченко Максим, Степин Илья, Тимофеенко Назар, учащиеся 11 класса Ильиновской специализированнойшколы І-ІІІ ступенейКонстантиновского районного Совета Донецкой области.Керівник: Федорченко ЛарисаПетровна, учитель географии, руководитель студии «Экосигнал»

2017

ПАСПОРТна учебную экологическую тропу «Ильиновская»* Местонахождение: окрестности с. Ильиновка (в районе школы) Константиновского района.

* Землепользователь: Ильиновская громада.

* Наличие постановлений о создании экологической тропы: решение

педсовета школы от 04.09.2017г.

*Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание

по вопросам окружающей среды.

* Краткое описание границ маршрута: Ami = 360°, Ам2 = 90°, Ам3 = 360°,

Ам4 = 270°, Ам5 = 360°, Ам6 = 280°, Ам7 = 250°, Ам8 = 180°, Ам9=200°,

Ам10=240°, Амп=1350, Ам12=190°, Ам13=90°, Ам14=450, Ам15=135°,

Ам16=90°, Ам17=360°, Ам18=315°

* Школа (клумба с рябинами и лекарственными травами)-садик — 10м,

*детсад — спортивная площадка — 50м,

* спортивная площадка –куст калины -300м,

* калина-колодец-пруд- ручей-родники — 600м,

* родники-заросли кустарника- 105м,

* кустарники — муравейник — 110м,

* муравейник – куст шиповника — 125м,

* куст шиповника -первоцветы- байрачный лес — 300м,
*
байрачный лес -кладбище-пруд-обнажение-6ООм,

* обнажение- клумба с цветами (возле школы) — 300м.

* Краткое описание маршрута

Историческая справка про окружающую среду

1. Начало маршрута. За школой со стороны детсада «Белоснежка» есть указатель «Экологическая тропа». Здесь же информационная доска с обращением к посетителям исхема общего маршрута тропы. Видны дома села, естественно вписанные в окружающую природную среду.

2. Красная калина.Справа от тропы по ул. Центральной растёт несколько кустов красной калины, которую жители заготавливают осенью, а в холодное зимнее времяс ней пьют ароматный и полезныйчай.

3. Высокий берег. Указатель у подножия крутого склона с травянистой растительностью, играющей важную почвозащитную роль на эрозионном склоне. Открывается вид с обзором степного ландшафта. Видны разные типы природных сообществ и проявления хозяйственной деятельности человека в природной среде.

  • Низкая пойма. Место с естественной луговой растительностью.
    Место выпаса скотины и птицы.
  • Общественный колодец. На краю села под крутым берегом в месте
    выхода родников стоит у колодца со студеной питьевой водой знак.
  • Голубой пруд. Пруд, так сильно зарос очеретом, рогозом, ряской,
    стрелолистом, что очень скоро превратится в сплошное болото. Место
    гнездовий диких уток.
  • Зелёный ручей. Место ловли рыбы и место отдыха на берегу
    неширокого ручья, частично поросшего влаголюбивой зелёной
    растительностью.

8.Холодные родники. Ручеек существует благодаря выходу на поверхность многочисленных родников.

9. Дикая роза. В этом месте птица обронила семя и здесь вырос роскошный куст дикой розы-шиповника.

10.Трудолюбивые муравьи. Они беспрестанно строят свои жилища, неустанно метушатся, бегают и таскают кусочки соломы, втрое больше себя.

11. Первые цветы. Первоцветы-первые цветы, которые появляются после долгой и холодной зимы, на радость людям.

12.Байрачный лес. Справа от тропы видна небольшая балка. Байрачный
лес этой балки в основном состоит из клёнов, встречаются дикие яблони,
груши, по склонам растут боярышник, шиповник, а ранней весной там
встречаются первоцветы: пролеска сибирская, желтый тюльпан (дубравный). Недалеко
от балки встречается, очень редко, адонис весенний (горицвет).

13.Кострище. Около тропы есть площадка с местом для разведения
огня и короткого отдыха.

14.Обнажение. Результат хозяйственной деятельности человека. Видно, что материнской горной породой для нашей местности является глина. Почвы черноземные.

15. Клумба с цветами. ( Конец маршрута). Оборудованная площадка с сидениями. Открывается живописный вид на пруд с плакучими ивами. Перед школой цветники с розами, астрами, хризантемами.

* Состояние экологической тропы: удовлетворительное.

* Режим пользования: отдых с ограниченным разведением костров, лов

рыбы удочкой по берегу пруда, учебные исследования, экскурсии.

*Запрещается загрязнение, выпас скота, распашка, сенокошение.

* Необходимые мероприятия: укрепление дороги в районе плотины

возле пруда.

*Охрану маршрута осуществляет «зеленый патруль» учащихся школы.

* Шефствующие учреждения: школа №13

*Маршрут разработан: учащимися 11 класса, членами студии «Экосигнал»

*Приложение: карта-схема маршрута.

* Консультант: Бойко Г.И., учитель биологии.

* Научный руководитель: Шаповалова С. И.







Маршрутами экологической тропы «Ильиновская»

Люби природу не як символ

Душі своєї.

Люби природу не для себе,

Люби для неї

М. Рильський

Вступление

Дорогие друзья! Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа в начале нашего бурного 21 века.

Мы не можем вам рассказать сразу обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Мы хотим, чтобы у каждого из вас, кто пройдет по нашей тропе, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения с ней.

Любите свою малую Родину!

Сегодня на Земле нет ни одной территории, которая б не ощутила негативного влияния человеческой деятельности. Поэтому во всем мире поступательно растет сознание того, что разрушая окружающую среду, общество лишает себя будущего!

Наша экологическая тропа создается детьми и для самих детей. Экологическая тропа- беспрерывный процесс освоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование умений и поступков, необходимых для осмысления и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой. Важное место в экологическом образовании занимает экологическая культура.

Существуют разные формы экологического воспитания школьников. Работа по созданию учебной тропы является одной из форм в системе экологического воспитания. Если она правильно организована, то позволяет ученикам многогранно раскрывать свои творческие способности, объединить умственный и физический труд, развивать высокую социальнуюактивность. Создание тропы силами школьников дает педагогам возможность моделировать разные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по оцениванию состояния окружающей среды в зоне тропы принуждает детей использовать свои знания, полученные в школе. Самостоятельная исследовательская деятельность усиливает взаимосвязи интеллектуального и эмоционального познания. В результате рождается важнейшее качество личности, убежденность, что опирается не только назнания, но и на чувства, на жизненный опыт. У школьников вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Основной воспитательный эффект экологической тропы в том, что дети учатся передавать свои знания другим, убеждать их в необходимости бережного отношения к живой природе. А «Охранять природу, значит любить Родину!»

Обзорные остановки

Экологическая тропа «Ильиновская» заложена экологами и краеведами студии «Экосигнал».Тропа берет свое начало от школы. Протяженность тропы составляет 2,5км, для ее прохождения требуется 2 часа. Она поможет школьникам познакомиться с природой родного края, глубже познать его тайны. Наша тропа комплексная. Может использоваться, прежде всего, как экологическая, а также как краеведческая, географическая, биологическая, историческая.

Наша экологическая тропа – это размеченный маршрут экскурсий в природу, по ходу которого подготовленным экскурсоводом ведется рассказ о природных объектах и явлениях, которые здесь встречаются.«Ильиновская» экологическая тропа включает следующие остановки:

  • Лекарственные травы (начало маршрута).
  • Красная калина.
  • Высокий берег.
  • Низкая пойма.
  • Общественный колодец.
  • Голубой пруд.
  • Зеленый ручей.
  • Холодные родники.
  • Дикая роза.
  • Трудолюбивый муравей
  • Первые цветы.
  • Байрачный лес.
  • Старое кострище.
  • Ильичевское обнажение.
  • Клумба с цветами. (Конец маршрута).
  • Лекарственные травы. (Начало маршрута)

Возле школы находится наша первая остановка под названием «Лекарственные травы». Здесь учащиеся школы знакомятся с лекарственными травами, выращенными биологами студии: девясилом, календулой, мятой и узнают о значении этих трав для человека. Учатся бережно относится к лекарственным травам и ко всему живому, учатся охранять природу. Юный экскурсовод читает с этой целью поэтические строки П. Гвездослава:

Я сорвалцветок – и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к Красоте

Можно только сердцем.

2. Красная калина

«Калина» — одна из остановок «Ильиновской» экологической тропы, заложена в 2016 году, посажена во время проведения классного часа в одном из классов школы на тему «Без верби і калини нема України». Калина возле дома – первый признак жильяукраинца, символжизненной опоры, земли украинской, отчего края. А еше калина – символ взрослой девушки, во время свадебного ритуала символизирует девичью чистоту. Откуда ж взялась калина ?

Рассказывают, что когда — то напали на украинское село враги. Девушка – красавица, которую схватили басурманы, вырвалась и начала убегать. Но внезапно разорвались ее красные бусы и рассыпались по земле яркие бусинки, с которых за некоторое время и повырастали калиновые кусты.

Калина – это воспоминание о доме, память о родной матери, ее заботе и ласковых руках.

Цветение калины приходится как раз на начало лета, когда, хоть и очень редко, бывают запоздалые весенние заморозки.Возможно и пошло от сюда народное поверье: « Не ламайте калину, бо накличете мороз». И этого обычая когда-то все придерживались.

3. Высокий берег

С «Высокого берега» открывается вид с обзором степного ландшафта. Видны разные типы природных сообществ и проявления хозяйственной деятельности человека в природной среде.

Крутой склон с травянистой растительностью, играющей важную почвозащитную роль на эрозионном склоне, обезображен отходами человеческой жизнедеятельности. В этом месте школьники наблюдают один из нескольких видов загрязнений: физическое загрязнение: пластикове бутылки, пакеты, кульки и другие одноразовыеупаковочные материалы. Сам по себе возникает вопрос: «Как с этим бороться?». И дети отвечают: «Надо строить мусороперерабатывающие заводы, чтобы отходы превращать в доходы».

4. Общественный колодец

На краю села, под крутым берегом, в месте выхода родников, стоит общественный колодец со студеной, кристально чистой, питьевой водой. Трудно переоценить его значение, особенновлетнийзной, когда питьевой воды не хватает в селе Ильиновка и в городе Константиновка… Идут к колодцу люди…Анализ воды, сделанный в СЭС г.Константиновка, показал хорошие питьевые качества воды. Старые люди приписывают ей целебные качества.Но вот беда: рядом с колодцем захоронили бытовой мусор, не смотря на знак: «Свалка мукора запрещена!». При бывшемпредседателесельсоветаТерихе В.П.: засыпали его и утромбовали тракторами. «Куда же попадут вредные соединения от разложившегося мусора через десятки лет и смогутли наши потомки пользоватьсяэтимбесценнымдаром – водой?»-этотвопросволнуетшкольников.Дети познакомились с негативным примером взаимоотношения человека и природы.

5. Низкая пойма

Низкая пойма с естественной луговой растительностью – место выпаса скотины и птицы. Пойма даже в летнее время хорошо увлажнена, поэтому здесь поселяетсялуговая влаголюбивая растительность. Дети наблюдают лугове травы: лапчатку гусиную, герань луговую. Внимание детей концентрируется на выявлении природних взаимосвязей: рельеф — условияувлажнения –типрастительности.

6. Голубой пруд

«Голубой пруд»- искусственно созданный человеком водоем, сильно заросший влаголюбивой растительностью. На Украине сооружено около 28 тысяч прудов. В прудах много различных растений. Одни из них плавают на поверхности, другие погружены в воду, третьи растут на дне.Воднымрастениям, так же как и растущим на суше, нужны солнечный свет, тепло, воздух и минеральные соли. У многих водных растений зеленые листья и стебли находятся на поверхности воды. Здесь их хорошо освещает и обогревает солнце. Дети наблюдают ряску. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Ряску очень любят утки домашние и дикие.

7. Зеленый ручей

Преодолев расстояние в 500 м в южном направлении, по пересеченной местности, наша группа пришла к выводу, что рельеф местности представляет собой холмистую равнину с относительной высотой холмов 20-30 м… Животный мир представлен кротами, мышами, ящерицами и др. Экскурсанты определили, что растительность здесь несколько иная: не влаголюбивая, а преобладает засухоустойчивая: полынь, типчак, тимофеевка, пырей и др.

Следующим объектом, к которому нас выводит тропа, является ручеек (остановка «Зеленыйручей»). Течет узенький, едва заметный ручеек. Вот его начало: бьет родничок из-под земли, вроде ящерки сюда-туда извивается в траве. А дальше поголубела – лента, расширилась, уже звенит и журчит речеек, по дороге новые родники его поповнили, и – потекла речка– невеличка… Ручей частично порос влаголюбивой зеленой растительностью. Это любимое детьми место ловли рыбы и незаменимое место отдыха на берегу неширокого ручья для жителей с.Ильиновка. Но таким он был не всегда. Некогда в этих местах текла речонка, но из-за неправильного природопользования: продольной вспашки земли на склонах и как результат: смыв рыхлых черноземных почв во время ливневых дождей, речка обмелела. Посетители увидели пагубное влияние неправильной хозяйственной деятельности человека.

8. Холодные родники

Наконец, проводник подводит посетителей к остановке «Холодные родники», дети ее еще называют «Річка мого дитинства». Ребята там не только слушают беседу о значении родников и ручейков, но и на практике учатся расчищать и охранять родники...

Остановись! Присядь! Нагнись!

И под ноги взгляни

Живой живому удивись:

Они же тебе сродни!

Затаив дыхание, юные гидрологи смотрят очарованные чудесным возникновением: на сырой земле, едва заметный, пробивается из-под земли родничок с кристально чистой водой. Осторожно раскапывают, обкладывают камешками и ждут, ждут, как завороженные, чуда… И, наконец, утопая в солнечном свете, искрясь всеми цветами радуги, голубея заполняет яму самое настоящее чудо: прозрачная, чистая, родниковая вода. Юные экологи «Экосигнала» следят за родниками: берегут, благоустраивают, украшают, обсаживают их деревьями. Руками ребят создана зеленая зона возле места выхода родников на краю села по улице Центральной. Возле колодца с питьевой водой устанавливают знак «Свалка мусора запрещена».

9. Дикая роза

Во время экскурсий по экологической тропе, школьники любят посещать остановку «Дикая роза», особенно весной, когда куст шиповника покрывается прекрасными, нежно пахнущими розовыми цветами. Поэтический образ старой народной сказки о спящей красавице возник из наблюдений за дикой розой – шиповником. Благодаря острым колючкам, ее цветы и вкусные плоды недоступны ни мышам, ни другим животным. Только птички лакомятся зрелыми плодами да человек использует эту полезную ягоду как общеукрепляющее и противовоспалительное средство По пути маршрута у кустарника шиповника, учащиеся выступают с индивидуальными сообщениями на тему: «Витамины и здоровье человека» и заготавливают впрок ягоды, из которых повара, зимой, приготавливают витаминный чай для всей школы.

10. Трудолюбивые муравьи

На экологической тропе кружковцам встречается муравейник и экскурсовод рассказывает детям о их трудолюбии: «Муравьиная семья за день уничтожает до 100 тыс. насекомых-вредителей». Возле муравейника школьники по очереди благодарят муравья за его трудолюбие и большую пользу для человека. В ходе практической работы огораживают муравейники и рассказывают о своих хороших делах, в том числе об охране муравейников. Говорят, что лев – царь зверей. «А есть ли такой царь среди насекомых?» — спрашивает экскурсовод. Подготовленный школьник рассказывает. В разнообразном и суетливом мире насекомых едва ли не самые удивительные создания – муравьи. Без преувеличения можно сказать, что муравьи живут на суше почти везде. Их нет лишь в приполярных зонах и поясе вечных снегов в горах. Они строят очень сложные гнезда в почве, заселяют сухие веточки деревьев, пеньки, стволы. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев деятельность муравьев позитивна.Велика их роль в защите леса от вредителей, а также не последнюю роль муравьи играют и в процессах почвообразования. Строя свои жилищана несколько метров в глубь, этим самим обогащают частички почвы продуктами своей жизнедеятельности, улучшают механический состав почвы, делая ее доступной для проникновения воздуха и воды. Еще заметней полезная роль муравьев в наших засушливых районах юго – востока Украины: прослойка гумуса под муравейниками в 2 – 3 раза больше, чем поблизости. В результате деятельности муравьев изменяется состав микроорганизмом, что усиливает рост растений.На юге Украины плодовые сады во время цветения и сбора урожая могли бы защитить рыжие лесные муравьи, если бы человек сделал для них искусственные гнезда и перевезмуравьев в те места, где начинается массовое размножение вредителей. Все эти перспективы открывают возможность создания настоящих хозяйств, в которых можно заниматься разведением муравьев, неутомимых тружеников.

11. Первые цветы

Наш путь пролег на запад и останавливаемся взглядом на месте произрастанияпервоцвета — горицвета (адониса весеннего).

Горицвет- очень ценное лекарственное растение, говорит экскурсовод. Поэтому горицвет относят к культурным растениям. Однако, посеянные семена плохо всходят, урожай дают на 5-й – 6-й год. Потому промышленных плантаций горицвета почти нет. А школьники могут выращивать это ценное растение на низинных плодородных почвах обязательно с нейтральной реакцией. Размножать можно корневищами. Горицвет собирают на 3-4-й год жизни, срезая травянистую часть. Высушивать сырье надо в хорошо проветриваемых помещениях без доступа солнечных лучей.

Возле исчезающих растений идет беседа на тему «Дикая природа в
опасности». Да это и понятно: природа украшает нашу жизнь, наше здоровье
зависит от качества окружающей среды. Обычно здесь проходит защита
рефератов, в которых звучит боль и тревога молодежи за растения и животных,
насекомых и птиц, которые находятся на грани исчезновения, занесены в
Красную книгу Украины и требуют охраны.На данной остановке школьники наблюдают первоцветы своей местности. Это: пролеска-сибирская, тюльпан дубравный, калюжница, хохлатка, горицвет, фиалка. Они знают, чтобы эти первые цветы не исчезли с лица Земли, их нельзя срывать, их надо оберегать!

12.Байрачный лес

Одна из остановок на тропе носит название «Байрачный лес». У небольшого лесочка экскурсовод говорит о вреде шума… Шум подобен яду, и привыкание к нему вовсе не исключает вреда. Вывод не сложен: к шуму нужно не привыкать — с ним надо бороться. Кружковец продолжает беседу строками поэта Л.Стефанова в переводе В.Солоухина:

Бьют по нервам будильники,

Верещат телефоны,

Громыхают лифты,

Трамваи скрежещут прямо по мне.

Тормоза и моторы,

Холодильники и пылесосы,

Телевизоры и клаксоны,

Транзисторы,

Отбойные молотки,

Вертолеты, соседи, вагоны

Нас пытают мучительной пыткой,

По какой не знаю вине.

Тишина, тишиной, тишины...

Тихо все это в тихое утро.

Напряженье уходит

Из сердца, из мышц, из виска.

Мир скрежещущий выключен,

Как на столбе репродуктор.

В синем небе бесшумно плывут облака.

«Леса защищают наше здоровье. В лесу ионизация кислорода выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют фитонциды, убивающие микробы. Шум листвы ласкает наш слух, а разнообразие красок и форм дает отдых нашим глазам. В лесу тихо. Все это благотворно действует на нашу нервную систему, снимает усталость». Экскурсовод поднимает проблему бережного отношения к лесу… Осколки бутылочного стекла могут фокусировать солнечный луч и вызвать загорание сухой листвы или травы. Дорогой друг! Помни! Чаще всего лесной пожар возникает от рук человека».

Далее экскурсовод рассказывает учащимся о пользе дождевых червей...

«За год дождевые черви могут затащить в свои норки до 750 кг растительных остатков на 1 га, проделав до 300 тыс. ходов. Таким образом они буквально «перепахивают» почву, рыхлят ее, делают более проницаемой для воды и воздуха, улучшают химический состав. На утоптанной почве дождевым червям трудно делать свои ходы, и почва начинает «задыхаться», корни растений постепенно отмирают. Друзья! В местах массового отдыха просим вас ходить по тропинкам».

Затем экскурсовод говорит о разнообразии животного мира байрачного леса. Следы животных (зайца, лисы, лося, косули, кабана) на влажной земле, а зимой по снежной тропе, погрызы растений, остатки пищи, помет и др. следы, говорят о присутствии этих животных в зоне тропы. Юные следопыты наблюдали в лесу таких крупных птиц как: сорока, сойка, сова, видели дятла. Пернатых летом в лесу больше, чем в селе. Здесь птицы не только гняздятся в естественных условиях, но и занимают искусственные гнезда, сделанные руками наших ребят. Как видим, вдоль маршрута учащиеся выполняют общественно-полезные дела природоохранительного характера: создают и развешивают весной искусственные гнездовья, а зимой-кормушки.

13. Старые кострища

Позже проводник поднимает проблему кострищ потому, что обугленные пятна кострищ безобразят природную среду. Так школьники учатся оценивать влияние человека на природу. На посетителей тропы производит впечатление сравнительный показ кострищ разного «возраста». На них видно, как много требуется времени, чтобы на сожженной земле снова зазеленела трава. Большинство любителей посидеть у костра не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на этом месте. Поэтому у нас оборудовано в зоне тропы показательное место отдыха с очагом. Для обучения посетителей правилам восстановления использованного почвенного слоя экскурсовод демонстрирует кострище со снимаемым дерном, демонстрируя образцы восстановленной почвы на старых кострищах.

14. Ильиновское обнажение

К последней остановке группа идет на северо-запад 130м, повернув на
восток проходит 100м по плотине возле большого пруда. В одном месте
плотина начала разрушаться из-за ливневых дождей. Ребята наблюдают здесь
эрозионный процесс и учатся бороться с этим грозным явлением. В 20м от
плотины, в балке с помощью обнаженияпосетители во главе с экскурсоводом изучают местные экосистемы: горные породы, почвы. Обсуждают важную проблему бережного рационального использования почвенных ресурсов.

15. Клумба с цветами. (Конец маршрута)

Пятнадцатую последнюю остановку «Цветы необычайной красоты» (Конец маршрута) кружковцы делают для учащихся возле школы у цветника, созданного, совместным трудом учителей и учащихся школы. Школа наша утопает в зелени, в цветах и является примером для односельчан. Около цветника экскурсовод с посетителями тропы обсуждает важную проблему -культуру сбора диких цветущих растений… «Друзья будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас».

В заключение экскурсии по экологической тропе звучит музыкальный конкурс на лучшее исполнение песен о цветах.

В течение каждого учебного года все учащиеся нашей школы (более 220 чел.) проходят маршрутами экологической тропы под руководством кружковцев студии «Экосигнал».

Хождение по экологической тропе повышает уровень экологической грамотности школьников, расширяет их кругозор, воспитывает у них любовь к природе, а значит и к своей Родине, формирует жизненные компетентности: социально-трудовую, коммуникативную, информационную и здоровьесберегающую.

Кто из горожан не мечтает вырваться из городской суеты, этого вечного круговорота дел, событий, встреч, часто не так уже инеобходимых? А надо просто отложить один раз все дела и поехать за город, иногда, наверное, неважно куда. Наша тропа – один из возможных вариантов отдыха. И если день, проведенный на этом маршруте, принес вам что-то новое, за ним скоро пойдут другие поездки с целью познания родной природы. Но, чтобы любить природу, нужно хорошоеезнать, уважительно и бережливо к ней относиться.

Заключение

Сегодня не представляем многих уроков по разным предметам, практических занятий и экскурсийбез нашего «зеленого друга».

Велико значение экологической тропы:

— Маршрутная экскурсия на местности помогает детям самостоятельно проводить практические исследования в природе.

-Основным объектом изучения на тропе являются растения, в первую очередь, первоцветы.

-Школьники приобретают на тропе трудовые навыки и умения.

-Дети улучшают общее состояние природы в зоне экологической тропы.

-Тропа помогает сформировать у школьников важные жизненные компетенции, помогает молодому поколению в осознании себя частью Вселенной, для которой лозунг «Прикоснуться к природе можно только сердцем» был бы главным стержнем поведения и отношения к окружающему нас миру.

-Тропа способствует углубленному изучению и расширению знаний о природе, формирует у молодежи ответственное отношение к ней Оно должно стать важным элементом экологической культурыличности.

-Тропа формирует экологическое сознание у ученической молодежи.




Нет комментариев. Ваш будет первым!